Экскурс исследований социализации личности

Философско-аналитические разработки адаптации человека в границах философских, педагогических, социологических и, естественно, психологических концепций личности важны для процесса социально-образовательного. В ходе мировозренческого анализа можно выделить три абсолютно отличных периода постановки и решения проблемы социализации личности.

Первый период – 1930-1960 — отличается численностью различных доктрин социализации в психологии и практическим отсутствием разработок этой проблематики в советской науке.

Во время второго отрезка изучения адаптации личности (1960-1980 г.г.), ученые стали противопоставлять «закостенелое» общество и отдельную личность, возникли идеи бунтарства и нонконформизма, общество считалось значимее отдельной персоны, поэтому «неудобные» индивидуальные черты искоренялись в самом зачатке, предпочтение отдавалось «серым» и удобным персонажам — исполнителям воли социума. Общество воспитывало человека (указанный процесс назывался направленная социализация).

А вот на заключительном, третьем этапе акценты сместились в сторону примата личности над социумом, стали поощряться уникальные лидерские качества, которые отличают отдельную личность от стандартных и приемлемых для социума, особей, выделяют ее из толпы. Развитие адаптации начало трактоваться как обоюдный процесс — личности могут менять заданный социум, влиять на него, вместе с ним без социума личности не существует (в капстранах этот перенос акцентов произошел ранее с развитием прерогатив постиндустриального общества).

Сейчас не существует общей точки зрения относительно сущности понятия «социализация личности». Неэффективность применяемых исследовательских подходов и процедур относительно толкования социализации в границах различных дисциплин, которые фокусируют свои усилия на сторонах социализации личности, не дает комплексного его постижения. Превозмочь указанные разногласия должен философский анализ и синтез.

Поэтому ученым нужно договориться о применении единого универсального подхода для изучения социализации (и такие попытки уже предпринимаются). Зато есть один выход — найти общую универсальную методологию (например, синергетическую), и применять ее для изучения проблематики социализации личности. Нормы синкретичности являются правомерными как на уровне саморазвертывания общества, так и на уровне формирования личности, подобный принцип признает два начала адаптации — неосознанное (личность берет от заданного социума свои черты совершенно непроизвольно) и направленное (личность саморазвивается и в процессе запланированного обучения перенимает те черты, которые считает позитивными и правильными). Только сегодня на pin-up бонусы за регистрацию.